Автор: Алёна Шилова, «Весь Хоккей»
Фото: Алёна Шилова, «Весь Хоккей»
Президент ФХР, генеральный менеджер сборной России и тренер вратарей в ней, легендарный хоккеист Владислав Третьяк - в интервью «Всему Хоккею». В интервью, которое началось с чемпионата мира в Германии, им и закончилось, но через него - будто вся жизнь прошла.
- Все три вратаря надёжно играли, особо ошибок не было, - оценивает Владислав Третьяк игру Василия Кошечкина, Александра Ерёменко и Семёна Варламова. Первый вопрос Третьяку, разумеется, по его вратарскому «профилю».
- Считается, что здорово, когда один вратарь играет, он уже чувствует игру…
- Это правильно. Да.
- Тогда как вам решение менять вратарей каждый матч? Насколько оправданно?
- Это дело случая. Потому что смотрите: Варламову мы хотели сразу дать сыграть, но он форму потерял, и две недели пропустил - там не тренировался, здесь не тренировался. И мы хотели дать ему сразу первую игру, но посоветовались с ним, и он сказал, что ему ещё нужно немножко времени. Поэтому мы исходили из этого. И решение было верным, мы увидели. Потому что и Кошечкин [со Словакией] хорошо отстоял, и Ерёменко [с Казахстаном]. Мы хотели посмотреть, как Варламов. И Варламов [с Белоруссией] доказал, что он очень здорово готов, и ему можно доверить следующую игру. Поэтому он будет с Германией.
- Вы перед чемпионатом мира говорили, что Варламов - первый номер, а потом Вячеслав Быков сказал, что первого номера нет. И как вы теперь будете выбирать? Будет первый номер?
- Пока мы выбираем Варламова - на игру с Германией. А там посмотрим. К Финляндии уже бы надо определиться с тем, кто будет основным. Германия команда, нельзя сказать, что звёздная, но работящая. Они играют дома, и, естественно, при полных трибунах они будут играть серьёзно. Это жёсткая команда, сильно физически подготовленная. Поэтому лёгкой прогулки не будет.
- Как вы оцениваете первый этап для сборной России? Показалось, что наша команда не начала играть и на 40 процентов своих возможностей. То есть, мы затрачиваем столько сил, сколько нужно для победы над конкретным соперником? Согласны?
- Да. Да, и не более. Сколько было бы надо, столько команда могла бы прибавить, потому что есть потенциал. Мы играем всё стабильнее и стабильнее. Хотелось бы больше забивать. И иногда думаешь - ну, как такая команда забивает по три? У вас есть такое?
- Есть.
- И у меня тоже есть такое.
- При таком составе надо больше забивать.
- Я тоже так считаю. Но ощущение, что это такая у нас команда - сколько им надо, столько и забьют. Не знаю - хорошо это или плохо. Я думаю, что это не очень хорошо. Я считаю, надо забивать больше. Хотелось бы. 3:1, а потом 3:2 - и это уже тяжело. А когда 4:0, 5:1 - уже всё спокойно. А тут не было спокойствия, хотя и доминировали, не было спокойствия. Счёт то всё равно и есть счёт. Не по игре, а по счёту всё определяется. Хотя и по игре мы были выше других команд.
- Но счета-то, счета, Владислав Александрович? Матч со словаками взять…
- …И в обороне не делать ошибок. Видно, просто противник даёт нам возможность играть так - более свободно. Если взять все команды, которые здесь играли - более свободно, чем наша команда никто так не играет. И у нас, даже если в счёте мы не вели, то видно было, что мы свободно играем. Раскованно.
- Но не забиваем.
- Ну, не забиваем. Моменты есть, но не забиваем. А по игре мы всё время лучше. Со словаками мы два периода просто доминировали. Не забили бы, могли проиграть - так всё в жизни бывает. Но по движению, по работоспособности наша команда выглядит нормально. Сейчас новые игроки присоединяются. Тренерам предстоит ломать голову, как кого куда ставить. Что из этого получится? Во время этих матчей состав как-то стабилизировался уже.
- Вы видите реальных соперников сборной России на этом чемпионате?
- Вижу!
- Кто? Канада?
- Команда Финляндии здесь очень здорово играет. То, как они провели первый матч [с Данией 1:4] и против Америки [в нём решалось, кто проходит в «квалифаинг», а кто – в «утешительный раунд», финны 2:1] - небо и земля. Второй период их матча с американцами на сегодня - лучшее из того, что я здесь пока видел.
- ?
- Да! По отдаче, по профессиональному отношению, по технике, по тактике. Мы с [советником сборной России Борисом] Майоровым сидели - ну, просто потрясающе! Финны - сильная команда. Естественно, там - канадцы, чехи, шведы. Швейцарцы ещё. Никого нельзя сбрасывать. Это, опять - элитные команды, каждая из которых может преподнести сюрприз.
- Но, Владислав Александрович, у нас состав - Олимпийский. 15 человек из той сборной. 15!
- Ну (вздыхает). Надо им ещё ведь распределиться. Надо расставить всех. Конечно, легко сказать - с кем кого. Но, поймите, если Дания так играет и обыгрывает сильные команды Финляндии и Америки, то о чём говорить? Какой бы ты сильный ни был, надо работать. Конечно, мастерство - оно берёт. Но его надо вкладывать. И поэтому теперь всё зависит от тренеров - как игроки будут расставлены, какая будет подготовка. И от хоккеистов зависит - как они себя поведут. Вот кстати, я бы сказал спасибо тем ребятам, кто сегодня уехал (Артюхин, Свитов и Денисов попрощались со сборной в связи с приездом Дацюка, Малкина и Гончара), потому что они были в составе до последнего. Они сделали большое дело, и тренеры сказали им спасибо. Они просто молодцы, что приехали, что поддержали. Мы готовим их и на Сочи, и на следующий чемпионат мира.
- А какой контраст с другими сборными. У нас тут Олимпийская команда, а у других одни отказники. Малкин только закончил плей-офф, уже вылетает в Кёльн, а Кросби говорит, мол: нет, у меня и так был тяжёлый сезон…
- Да, нам все завидуют, у нас ни одного отказа. Ни одного! Даже шведы ко мне подходили вчера, так и сказали - мы завидуем вам, что у вас действительно такие люди. Это результат целеустремлённой работы Федерации [хоккея России], тренеров [сборной России]. Знаете, откуда всё? После Олимпиады мы не делали никаких таких заявлений, никого грязью не поливали, ни на кого ничего не спихивали. И вот результат, посмотрите. Вот все эти ребята. Если бы было по-другому, сюда бы никто не приехал. Нет обидчивых. Все кому предложили - здесь. Это говорит о том, что ребята хотят побиться за страну, и они понимают, что здесь созданы все условия для них.
- Вы тоже считаете, что это какой-то шанс свыше дается сейчас нашим Олимпийцам за Ванкувер?
- Конечно. А вы знаете, жизнь спортсмена - она ведь коротка. Вот я как будто за одну секунду отыграл: 13 чемпионатов мира, четыре Олимпиады. За секунду! И я ребятам всегда говорю: ещё погуляете, ребята, успеете, у вас столько времени будет. Да вы потом будете корить себя: дурак, я не поехал на чемпионат мира, дурак от Олимпиады отказался. Потому что всё это, вся эта работа - уйдут со временем, останутся только медали и история. А то, что вы устали, так вы ещё отдохнёте и на рыбалке, и на Майами, где вы хотите - придёт время, будет и рыбалка, и Майами. А жизнь спортивная - она очень коротка. Поэтому если есть возможность, надо участвовать в любых соревнованиях и доставлять удовольствием себе, делать историю себе, радовать страну. Это ведь такой шанс! Счастливые люди, кто сюда приехал. Сколько людей мечтает сюда попасть, и не могут, а они - здесь.
- Здесь сейчас у нас такая команда-мечта собирается, и если не выиграть этот чемпионат мира…
- (пауза)
- … Будет и обидно. И не простят.
- Никто не застрахован от этого. Вспомните советскую команду - мы и третье место занимали. А такая у нас балда была! Олимпиаду в 80-й год проигрывали. Как?! Все думают, что вот раньше, в советское время - да мы ведь тоже проигрывали тогда! Нельзя забывать, что это спорт. Даже сильнейшей команде - против такой команды будут все тем более выходить от ножа. Естественно, у нас больше всех шансов победить - у нас 15 игроков Олимпийской сборной. Но другие-то тоже хотят выиграть. И в звёзды многие хотят попасть. И обыграть звёзд. Так что, у нас тут каждый матч будет тяжёлый.