Автор: Игорь Какурин, «Весь Хоккей»
Фото: «Весь Хоккей»
Люди хоккейного мира. На минуту встаньте… Сегодня, на 64-м году жизни, скоропостижно скончался хоккейный клуб «Динамо» Москва.
Ссылки по теме:
1946 года рождения, ноября месяца, 22-го числа. Единственный из оставшихся - участник всех чемпионатов нашей страны по высшему классу. В Советском Союзе. В Российской Федерации. В МХЛ и ПХЛ. При ФХР и КХЛ. Всегда.
Рекордсмен по числу призовых мест в чемпионатах страны - 46. 9-кратный чемпион. 20-кратный серебряный призёр. 18-кратный бронзовый. 3-кратный обладатель и 8-кратный финалист Кубка СССР. Финалист Кубков МХЛ и России. Обладатель Кубка Европейских чемпионов. 3-кратный второй призёр Евролиги и Кубка Европы. Двукратный обладатель Кубков Шпенглера и Ахерна. И прочая, и прочая, и прочая.
Клуб, ни разу не менявший своего имени. Легендарного. Команда, определявшая лицо отечественного хоккея на протяжении всей его куда более чем полувековой истории. Клуб, ставший предметом боления миллионов, из поколения в поколение, из рук в руки, от сердца к сердцу. Команда, Зал Славы которой - настоящий пантеон величия шайбы на Руси.
Сегодня, 30 апреля 2010 года, хоккейного клуба «Динамо» Москва не стало. Не стало хоккейной команды «Динамо» Москва.
Помолчите, люди, пожалуйста, минуту…
ХК «Динамо» Москва прекратил своё существование тихо - просто ушёл. Де-факто - в тот момент, когда сегодня, 30 апреля, в КХЛ было объявлено о создании нового ОХК «Динамо». При нём, ещё живом. Ведь де-юре-то сегодня, 30 апреля, в России есть два хоккейных «Динамо». ХК «Динамо». У которого кроме гордого имени ничего уже нет, да и имени, в общем-то, тоже. Его «и.о.» президента Виталий Давыдов. Открывайте «Яндекс», что ли, те, кто не знает, кто это вообще и для «Динамо». И ОХК «Динамо». У которого есть команда ХК МВД, и есть руководство ХК МВД, и деньги ХК МВД. Его президент Михаил Тюркин (открывайте «Яндекс»…).
ХК «Динамо» остаются считанные дни. Кома. И «ХК Динамо» - это только слово, только звук уже, не более того. Денег у ХК «Динамо» нет. Арены у ХК «Динамо» нет. Есть база, но - не его. Есть школа, которая была на балансе ХК, а сейчас - ни на чьём. Сотрудники клуба уже написали заявления «по собственному», или ждут сокращения, или как-то и что-то - не суть важно. На контракте в хоккейном клубе «Динамо» Москва на сегодня, 30 апреля, остался один (!) единственный хоккеист - нападающий Антон Крысанов.
ОХК «Динамо» живёт считанные часы. Но ОХК «Динамо» - это уже команда, это уже тренеры, это уже персонал, это уже руководители. Это всё - ХК МВД. Финалист крайнего Кубка Гагарина до самого седьмого матча. Арена у ХК МВД… пардон, ОХК «Динамо» есть - «Арена-Балашиха». Школа будет - динамовская. Не было и базы - так теперь есть, динамовская в подмосковном Новогорске. И есть имя - «Динамо». А ХК ли, ОХК ли, какая разница, да?
Не надо тешить себя иллюзиями и коситься в сторону от очевидного, люди. Провозглашение нового «объединённого хоккейного клуба «Динамо» - это никакое не объединение кого-то с кем-то. Это полное и безоговорочное поглощение одного другим с «подвывертом» в том, что имя берётся не от поглотителя, но от поглощаемого.
Это совсем не секрет. Это декларация. Президент ОХК так и говорит, цитата: «Наш прославленный клуб ХК МВД будет являться базой для создания нового клуба - Объединенного хоккейного клуба «Динамо». Тренерский штаб планируется наш. Руководство - наше. Капитан - наш. Игроки - наши. Город - наш. И болельщики тоже наши. Принятые решения, на наш взгляд, позволят нам двигаться вперёд. Создать понятный, стабильный, перспективный клуб… И я уверен, что вы оцените это решение и не разочаруетесь в наших планах. Мы планируем играть в Балашихе…».
Это - главный вопрос. Как в старину считалось, что победитель в сражении тот, за кем остаётся поле боя. «…Играть в Балашихе…». И даже когда будет «Ходынка» - «до 25-и матчей в сезоне», при 28-и в «регулярке» всего, - это не динамовское «поле боя». А ХК ли… Президент ОХК так и говорит, и даже подчёркивает, цитата: «Подчеркну: мы не являемся правопреемниками «Динамо». Да, «Динамо» - это исторический бренд, существующий с 1946 года. Но сегодня мы создали новую структуру со сложным названием - Объединённый хоккейный клуб «Динамо», что, на мой взгляд, логично…».
Всё действительно с точки зрения экономики, - ну, или «экономики», как угодно, - вполне себе логично. «Динамо», оставшееся в итоге вполне себе поступательного процесса «бесприданным», кроме единственно имени своего славного, - выхода не имело. Или не видело? Или - не искало? Или искало, но не нашло? И стало тогда «парой» для ХК МВД, у которого, напротив, есть всё «приданное», но вот имени такого - нет.
Тут всё действительно логично с точки зрения политики. Перечень инициаторов пробегите глазами: ФСБ, МВД, ФНС, ФСО, МЧС, СВР, Минюст, Государственная фельдъегерская служба, Служба специальных объектов при Президенте России, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральное агентство по атомной энергии России. Это всё - «динамовские» организации, чьи первые лица входят в состав Попечительского совета ВФСО «Динамо» и его Центрального совета, который и является инициатором «объединения». Создания «динамовского суперклуба», которое мы наблюдаем. Клуба, который, цитируем по президенту ОХК, «будет правопреемником исторических достижений хоккейных клубов «Динамо» и МВД». Это прямо, как кажется, противоречит его, президента ОХК, же словам, приведённым выше. Но нужно просто понимать, что это - политика.
Это - по-ли-ти-ка. Искусство возможного. Очевидно, ХК МВД уже не мог остаться ХК МВД, - решение об «объединении» было принято, и принято выше. Но мог остаться сам собой, пусть и под именем «Динамо», что, собственно, и сделал. Таким образом, что экономически, что политически задача хоккейным клубом МВД была решена. Разве не хватило для полного «комильфо» названия «Динамо-МВД», но тут уже решал свою задачу Центральный совет - «что бы это было только «Динамо».
В итоге всё «как надо» - клуб ХК МВД, а название «Динамо». Первым теперь объяснить Балашихе что «мы - это по-прежнему мы», и по факту это так. Вторым динамовской Москве - что «они - это теперь наши», и это тоже можно, но далеко не всем.
Это прецедентов в истории хоккея не имеет. Бывало, - мы про у нас, в России, - переименовывались клубы со сменой главного спонсора. Как ярославское «Торпедо» в «Локомотив». Бывало, переезжали клубы. Как тот же «Химик» из Воскресенска в Мытищи с последующим ребрендингом в «Атлант». Бывало, пропадали клубы, на год, как «Спартак». Или на неясную сейчас перспективу, как «Лада». Или просто пропадали, как «Крылья Советов». Но ни разу так ещё не «объединялись». И никогда - такие клубы, как «Динамо».
Их, таких, в нашем хоккее вообще по пальцам: «Динамо», ЦСКА, «Спартак»… И «Динамо» все 64 года оставалось одно такое, кого чаша недобрая миновала - оно было и казалось вечным: когда было два ЦСКА, и когда не было «Спартака»… Может, - наверняка, - и притянут «преемственность». Тут каждому по-своему. По мне - «Динамо» Москва в преклонном возрасте сегодня не стало, и точка. Как не стало и пятилетнего ХК МВД. Стал новый «объединённый динамовский хоккейный суперклуб», но это - уже новая история. Не отечественного хоккея. И даже не этого, серебряного для ХК МВД, сезона.
И, пожалуй, - как ни горько, - шокирующе даже! - это осознавать, - «Динамо» не нужно оказалось, по сути, никому. Просто представьте себе, люди: 64-летнее, и прочая, и прочая, и прочая, «Динамо» Москва ушло в полном одиночестве. За него не встал никто! Ни один голос прославленных его ветеранов и высокопоставленных «типа-поклонников» не раздался на всю страну, на всю Россию - во спасение. Никто, ни один из, не говоря уж про десяток, про сотню, про тысячу, про тысячи - болельщиков не вышел, чтобы хотя бы просто сказать на весь мир: «Я не согласен! Я - против!».
И поэтому тоже не стало «Динамо». А может, действительно, просто изжило оно себя? Отмеряло свой срок? Как иначе это объяснить? Как понять?! Каким аршином мерять? Что ж, теперь точно будет «Динамо» другое. И как только у него дело пойдёт, то о прежнем «Динамо» мало кто, скорее всего, вспомнит. А не пойдёт - так мало что уже изменишь.
И поэтому тоже…
«Динамо» умерло... Да здравствует «Динамо»!