Автор: Олег Малицкий, Омск
Фото: dinamoriga.eu
Хотите писать о хоккее? Без проблем! Сегодня для этого у вас есть все возможности. Это даже просто вопрос цены. Да-да, можно всё посчитать, как в известной рекламе. «Ноутбук – 25 тысяч рублей. Диктофон – 5 тысяч. Аккредитация – бесценна…». Подавайте заявку от любого издания, хоть от печатного, хоть электронного, хоть газеты такелажников Крайнего севера, хоть сайта болельщиков «ГазМяса» - и вот вы уже хоккейный репортёр во всей своей красе. Всё очень просто!
Что-то? Жанры? Приёмы? Стиль? Языковой портрет?! Не бойтесь, всё это иметь в арсенале уже давно не обязательно. Перед начинающим аналитиком всё это, как на витрине, разложено по сайтам и газетам. Нужно лишь взять, освоить и применить на практике. И – добро пожаловать в профессию!
Сегодня нам доступны тонны информации о хоккее в различных открытых источниках - и все эти тонны лежат там впустую. Потому что способы подачи перестали успевать за временем. Если десять лет назад корреспондент мог с упоением рассказывать о том, как Максим Сушинский «получил шайбу по центру площадки, обыграл защитника и с кистей поразил дальнюю девятку», то сегодня всё это за пять секунд покажет вам телевидение в прямом эфире, да с повторами. А если пропустили – не беда, есть «Ютюб». И пересказ этого момента спустя несколько часов на сайте или на следующий день в газете, по сути, уже никому не нужен. Но пересказы появляются, причём шаблон сидит, что называется, на шаблоне, и шаблоном погоняет.
А выдумку и неординарность, - авторство! - «убивает» прямым выстрелом в голову необходимость оперативной подачи «инфы». И контрольный выстрел делает редакторская установка, уж в Интернете (в газетах всё-таки немного, видно, не так) распространившаяся, такое впечатление, практически повсеместно - не надо лучше, надо больше. Какое к чертям качество?! Количество. Больше текстов. Больше кликов. Эх ма! Мы первые в Интернете!
Но на самом деле проблема «инфы» ещё и в том, кто её подает. Вы можете видеть их микст-зоне, на пресс-конференциях, иногда – в ложе прессы во время игры. Имя им – легион. Они редко здороваются и никогда не задают хоккеистам и тренерам своих вопросов – им с лихвой хватает чужих. Потом, во множестве «изданий», словно в кунсткамере, можно увидеть эти вопросы и ответы на них - измененными до уродливой неузнаваемости. Хотя нет, один-единственный вопрос они освоили. Звучит он в микст-зоне, обращённый друг к другу при виде игроков, убийственно просто: «А это кто?!»
Галопом по Европам – вот главный принцип сегодня. Шайба налево - шайба направо. И выходят километры никому не нужных текстов, терабайты информации, не несущих ровным счётом ничего. Удивительно ли, что герои материалов отвечают «взаимностью». Типичный диалог тренера с журналистом:
- Задавайте быстрей свои вопросы, меня автобус ждёт.
- Как оцените сегодняшнюю игру?
- Ну, мы предупреждали ребят, что соперник непростой. Они нас услышали. Благодарен им за самоотдачу. Спасибо, мне пора.
Уж лучше бы вообще не было этих вопросов, потому что в представлении большинства хоккеистов и тренеров, хоккейный журналист ныне – это тот, кому хоккей, в принципе, не очень понятен и не совсем интересен, тот, у кого нет вопросов, кроме пары банальных, а также тот, кто обязательно переврёт всё сказанное. Поэтому в общении надо или ограничиваться общими фразами (какие вопросы – такие ответы), или вообще от журналистов бегать через столовую (всё равно ж что-то там напишут-припишут).
И самое неприятное в том, что в последнее время такие убегающие оказываются чертовски правы.
В НХЛ, разумеется, и клубы для прессы и болельщиков открыты побольше, и обёртка, в которую информация заворачивается, покрасивше, да только суть – та же, что у нас. На миллион общих вопросов и миллион таких же ответов находится лишь крупица небанального. Аналитика бывает просто крышесносящая. Или, как когда-то читал материал, в котором причины неудачного выступления аутсайдеров подавались так: «эти команды находятся внизу, потому что мало выигрывают. А выигрывают они мало потому, что пропускают больше, чем забивают». Чистая правда. Кристальный анализ! Или, как не раз читаю, с таким авторским отрывом, что начинаешь даже верить - один он умный, всезнающий и всевидящий, автор. А все остальные - недалёкие набитые дураки.
Я это всё к чему. Да к тому, что мне, с радостью, не скрою, принявшему предложение снова сотрудничать с новым «Всем Хоккеем», очень хотелось бы видеть «Весь Хоккей» не таким. Не «инфой», которой побыстрее, да побольше, побольше. Но – именно что информацией, которая, как известно, к размышлению.
Хотелось бы делать «Весь Хоккей» вычищенным от шаблонов. От банальных отчётов, после которых остаётся пусто в голове. От угловатых интервью, набитых общими фразами, большинство которых – плод обработки автором односложных ответов главного героя на чужие вопросы. От всего того, что делает чтение пресным, а хоккей, в глазах читателя – банальным и неинтересным.
Я знаю, для этого придется работать совсем по-другому. Нет, не так. Для этого придётся работать, чёрт побери! Но если нет, то и начинать всё это не имело бы никакого смысла, правда? А мы – начинаем!